Безбарьерная (доступная) среда –
это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с
инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый
образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и
максимальной интеграции инвалидов в общество.
В ДОО функционирует 8 возрастных групп
комбинированной направленности, в состав которых входят игровые
комнаты, приемные, спальни, туалетные комнаты.
Общее
количество воспитанников: 190
Во
всех группах находятся следующие зоны развития:
Игровая
зона: игровые модули (магазин, кухня, самолет, диванчики,
кресла и кровати для кукол), наборы посуды, продукты, наборы доктора и
парикмахера, атрибуты к сюжетно - ролевым играм, игрушки, ткани и кубики на
липучках для преобразования игрового пространства;
Речевая
зона: дидактические игры (для развития фонематического
слуха, грамматического строя, картотека пальчиковых и словесных игр, предметные
картинки, наглядно –дидактические пособия, картины и мнемотаблицы;
Математическая
зона: дидактические игры
и наглядно -дидактические пособия,
наборы счетных палочек, цифр и геометрических фигур, наборы для измерения
длинны, ширины, объема, картотека задач – шуток, головоломок, лабиринтов,
заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия,
занимательных примеров и тд.;
Театральная
зона: разные виды театров, игры-драматизации, костюмы, маски
, декорации , иллюстрации по сказкам и тд;
Зона строительных и
конструкторских игр: различный
строительный материал,
переносные модули, конструкторы, схемы и чертежи
построек;
Сенсомоторная
зона: сенсорные игры, мозаика, игрушки со шнуровками,
шумелки
и
тд.
(для детей раннего и младшего
дошкольного возраста);
Книжная зона: тематические
подборки книг
и энциклопедий, книжки -
самоделки,
детские
журналы,
атрибуты
для с/р игры «Библиотека»,
телефоны, фотоальбомы, портреты поэтов и писателей;
Зона школьника: атрибуты
для с/р игры «Школа», д/и по подготовке к обучению грамоте, различные азбуки и
буквари, тетради и прописи(в группах старшего дошкольного возраста);
Зона творчества: детские
рисунка и продукты творчества, изделия народных мастеров, репродукции картин,
алгоритмы рисования, различные изобразительные материалы для нетрадиционного
рисования;
Центр
природы и экспериментирования: оборудование для
наблюдений в природе и трудовой деятельности, коллекции различного природного
материала, схемы и алгоритмы труда в природе, гербарии, схемы ухода за растениями,
тематические альбомы с картинками, фотоальбомы, атласы природы, оборудование
для опытов и экспериментов;
Спортивная
зона: спортивные игрушки и физкультурное оборудование, в
т.ч. – нетрадиционное, атрибуты к п/и, ростомер, плакаты, правила здоровья;
Зона
краеведения: фотографии, открытки и карты города Ачинска,
Красноярска, Москвы, края и РФ, символика, фотографии глав города Ачинска, края
и РФ, книги, глобус, карта мира;
Зона безопасности: плакаты,
книги, игры и оборудование по правилам дорожного движения;
Музыкальная зона: д/ игры и детские музыкальные инструменты.
О
специально оборудованных кабинетах, об объектах для проведения практических
занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ «Д/с № 9» обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала обучающихся, приспособлена
для реализации Адаптированной основной образовательной программы, максимально
обеспечена материалами, пособиями, оборудованием, инвентарем для развития
дошкольников с ОВЗ в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков
развития.
Для обеспечения физического развития дошкольников с ОВЗ в ДОО имеется
спортивный зал, оснащенный настенными гимнастическими лестницами /деревянные,
большими гимнастическими матами, гимнастическими скамейками, ребристой доской,
наклонной доской, деревянными стойками для прыжков, дугами пролазывания и
прокатывания мячей, мячами разнообразного диаметра, массажными мячами,
гимнастическими палками и т.д.
Для развития художественно-эстетических способностей в дошкольном
учреждении имеется музыкальный зал, оснащенный пианино, музыкальным центром,
телевизором, DVD плеером, проектором и экраном, стульчиками для детей, столиком
журнальным «Хохлома» 1шт., ковровым покрытием, музыкальными инструментами,
атрибутами для игр и т.д.
Для коррекции нарушений речевого развития дошкольников
с ОВЗ оборудованы кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога,
учителя-дефектолога: в них есть мебель (стол письменный и стул для педагога,
стол и стулья для детей, зеркало – для логопедических занятий), методическая
литература, игры, игрушки, наглядно – дидактические пособия, распечатки с
игровыми упражнениями для занятий с детьми, технический материал (краски,
альбомы, карандаши, пластилин и т.д.).
"План - график" ("Дорожная карта") по образованию воспитанников с особыми образовательными возможностями.
О
библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
В ДОО отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный
фонд, составляющий библиотеку детского сада, располагается в методическом
кабинете и в групповых помещениях, насчитывает более 400 наименований детской,
учебной и учебно-методической литературы.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ОВЗ:
Имеется физкультурный зал. В котором проводятся спортивные мероприятия: общеукрепляющая зарядка, занятия физкультурой, спортивные эстафеты, праздники, развлечения.
О средствах обучения и воспитания,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Отсутствует
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной
организации:
Определены мероприятия по
совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного
передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом
доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) –
Имеется кнопка вызова для
инвалидов, информационные таблички Брайля, пандус, домофон
О специальных
условиях питания:
Пищеблок
ДОО обеспечивает воспитанников горячим питанием согласно 10-дневному меню на
основе разработанной картотеки блюд, где указаны раскладка, калорийность,
содержание белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Меню
разработано по установленной форме на основе физиологических потребностей детей
в пищевых продуктах, с учетом рекомендуемых СанПиН. Использование готовых
технологических карт позволяет осуществлять ежедневный контроль качества
питания. Дети-инвалиды обеспечены бесплатным питанием. Договор на поставку
продуктов заключен с МКУ "Комбинат школьного питания".
О специальных условиях охраны здоровья:
1. Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся
- На
основании Договора на организацию медицинского обслуживания детей между ДОО и КГБУЗ
«Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2» врач-педиатр
осуществляет лечебно-профилактическую поддержку воспитанникам, проводит
диспансеризацию декретированных возрастов (3,5,7 лет). Совместно с
медсестрой делает профилактические прививки. Медсестра проводит
антропометрические измерения детей в начале и конце учебного года,
оказывает доврачебную помощь.
- Оборудован
медицинский блок, имеющий следующие помещения: медицинский кабинет (осмотр
детей, работа с документацией, рабочее место старшей медсестры и врача),
процедурный кабинет. Мед.блок оснащен медицинским оборудованием и
инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с
утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. В
каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
- Созданы
медико-гигиенические условия (оказание первичной медико-санитарной помощи
в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской
Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских
осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и
диспансеризации).
- Педагогические
работники обучены навыкам оказания первой помощи.
2. Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов
- Содержание
здания и помещений ДОО осуществляется в соответствии с гигиеническими
нормами.
3. Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации
- В ДОО созданы
физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и
оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
- Физическое
развитие обучающихся осуществляется в рамках образовательной программы по
направлению "Физическое развитие".
- Применяется
особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках
образовательной программы для детей с особыми образовательными
потребностями (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).
- Определение
оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул.
- Созданы
здоровьесберегающие образовательные условия, пропаганда и обучение навыкам
здорового образа жизни.
- В
образовательную программу включены занятия по формированию культуры
здорового образа жизни.
- В ДОО созданы
экологические здоровьесберегающие условия: уборка и озеленение прилегающей
к зданию территории.
4. Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во
время пребывания в ДОО (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)
- Рассмотрение
вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях с
обучающимися в рамках реализуемой образовательной программы.
- Проведение с
обучающимися первичного инструктажа по пожарной безопасности.
- Проведение
специальной объектовой тренировки по пожарной безопасности на объектах
ДОО.
- Занятия с
обучающимися по соблюдению ПДД, встречи обучающихся с сотрудниками ГИБДД.
- Расследование
и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ДОО,
проведение инструктажа по безопасному поведению.
- Проведение
ежедневных осмотров помещений и внутри дворовой территории на наличие
неисправностей и посторонних предметов.
О доступе к информационным сайтам и информационно-телекоммуникационным
сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Отсутствует
Об электронных образовательных ресурсах к которым обеспечивается доступ
инвалидов и лиц с ОВЗ:
Отсутствует
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования:
В ДОО имеются: проектор, ноутбук, сенсорная песочница.
Электронные образовательные ресурсы, в том числе для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Отсутствует
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере
обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
Конвенция ООН о
правах инвалидов
Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об
основах социального обслуживания граждан»
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»